История, традиции, достижения

       Специальная школа-интернат для детей с особенностями психофизического развития расположена на окраине города рядом с прекрасной зоной отдыха, в окружении белоствольных берёз. 

     История школы-интерната ведёт свой отсчёт с 1954 г. В то далёкое время школа размещалась в двухэтажном здании и подсобных помещениях бывшего педучилища по той же улице Советской, где находится и сейчас. Контингент учащихся состоял из шести групп, в которых насчитывалось около 150 учеников. В каждой группе было до тридцати воспитанников,среди них - дети после  перенесённого менингита, с синдромом Дауна. Тридцать учителей и воспитателей  занимались их воспитанием и обучением. Первым директором был Василий Фёдорович Шерстов, завучем - Мария Семёновна Громова.

    Проходили годы, менялись требования и подходы к учебно-воспитательному процессу, педагогический коллектив пополнялся специалистами с высшим образованием. В истории школы есть событие, вызавающее чувство особой гордости: все вспомогательные школы на протяжении многих лет работали по букварю, составленному учительницей Е.Д.Уразбахтиной, которая трудилась в школе-интернате с 1957 по 1975 г.

В 1963г. Гродненским областным отделом образования директором школы-интернат был назначен П.И. Кравцевич, проработавший на этой  должности бессменно до 1991 г. Заместителем директора по учебной части стала учитель-дефектолог А.М. Гайдукова.

 Учебно-педагогический процесс требовал знающих, специально подготовленных педагогов. И уже к 20-летию основания школы (1974г.) здесь работали 17 педагогов с высшим дефектологическим, 4 – с незаконченным высшим, 23 -  со средним специальным образованием. Благодаря огромному старанию, трудолюбию директора школы в 1970г. начинается строительство типового здания. Вскоре учащиеся и работники получили в свое распоряжение прекрасное трехэтажное здание, ставшее для них родным домом.

    Первого сентября 1972г. новая школа встречала ребят радостной песней, чуть слышным запахом краски, удобной и красивой мебелью. параллельно с возведением нового корпуса строились теплица, прачечная, появились игровые площадки, закладывался большой прекрасный сад. Каждая посаженная яблоня – это отдельный человек, который согрел её теплом своих рук. 

Школа стала методическим центром по подготовке дефектологических кадров, на базе её было организовано проведение курсовой переподготовки педагогов. Здесь проходили районные, областные, республиканские семинары по изучению передового педагогического опыта. В 1974г. га базе школы состоялся Всесоюзный семинар руководителей интернатных учреждений. Учителя А.М. Гайдукова,  А.А.Тофило, М.Г. Балейко, Л.С. Новосад принимали участие во всесоюзный педчтениях. Методические достижения были оценены по заслугам: Л.С. Новосад – учитель-методист, шесть педагогов награждены значками «Отличник народного образования БССР», а П.И.Кравцевичу присвоено звание «Заслуженный учитель БССР». По оценке Министерства образования школа являлась лучшей в республике.

   У каждого времени свои приметы. Сейчас время перемен. Конечно, перемены не обошли жизнь и нашей школы. Педагогический коллектив школы понимая, что меняются  и учителя, и дети, и программы, и требования к знаниям учеников,   стремится к тому, чтобы наша школа была открыта для инноваций и изменений, но при этом сохраняя устойчивость и добрые традиции. 

2005 год – открыты классы углубленной социальной профессиональной подготовки.

2008-2010 гг.- реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение модели здоровьесберегающего образовательного процесса вспомогательной школы-интерната»

2011 год -  учреждение образования успешно прошло аккредитацию (сертификат Министерства образования Республики Беларусь № 723 от 28.11.2011г.)

2012 год – районный ресурсный центр «Внедрение модели здоровьесберегающего образовательного процесса вспомогательной школы-интерната»

2012 -  учебном году методический кабинет учреждения занял I место в районном смотре-конкурсе на лучший методический кабинет 

2013год – республиканский научно-практический семинар «Организационно-методические аспекты  языкового и математического образования во вспомогательной школе»

2013год – «Бренд образования – 2013»

2014 год - Дипломом Министерства образования Республики Беларусь за работу по созданию условий для организации образовательного процесса классов углубленной социальной профессиональной подготовки,

2013-2016 гг. – реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение методики формирования измерительных и вычислительных умений у учащихся IX-X классов с легкой степенью интеллектуальной недостаточности на основе использования электронного тренажера в условиях межпредметной интеграции».

2015-2016г. создан сайт учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет (https://schi-volkovysk.schools.by).

2017-2018г. - продолжена работа по созданию специальных условий для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих в классах углубленной социальной профессиональной подготовки.

2020-2021г.- Творческая работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе Былинской А.А. «Старт в самостоятельную жизнь» была представлена на «XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи» и отмечена дипломом II степени Министерства образования Республики Беларусь.  

 2021-2022г.  кабинет педагога-психолога удостоен диплома I степени главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета

Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка ….

 Этот принцип является ведущим в деятельности педагогов учреждения образования.

 Принимая ребенка таким, какой он есть, мы делаем его хуже. Принимая его таким, каким он должен быть, мы помогаем ему стать таким,

каким он может быть.

      В учреждении созданы комфортные условия, приближенные к домашним  для обучения, воспитания и проживания учащихся. 

По результатам работы на базе учреждения с 2012/2013 учебного года организована деятельность районного ресурсного центра. Кабинет здоровья, оборудованный в школе,  является информационно-координационным центром

Для организации образовательного процесса в учреждении определена следующая структура: первое отделение; второе отделение; XI-XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, что обеспечивает дифференцированный  подход в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Результативность образовательного процесса обеспечивает высококвалифицированный педагогический коллектив.

 Анализ педагогического состава свидетельствует о высоком образовательном и квалификационном уровнях педагогов.

Кажется, совсем недавно, в 2016/2017 учебном году администрация учреждения строила планы на будущее: расширение профилей профессиональной подготовки. Но время бежит неумолимо быстро и сегодня реализация совместного проекта по закладке сада – это не только создание базы для изучения азов садоводства, но и акция памяти… о человеке, которого невозможно не вспомнить сегодня. Это была идея Владислава Збигневича Германовича, который всю свою жизнь отдал школе. Это учитель-профессионал, мудрый, успешный, перспективный руководитель.

  Для организации профессионального обучения в учреждении образования созданы необходимые условия: современными швейными многооперационными, краеобметочными машинами и мини-парогенератором оборудованы 3 мастерские по обработке тканей; для проведения занятий по растениеводству и животноводству оборудован учебный кабинет и учебная лаборатория, практические работы по основным темам программы обучающиеся выполняют на пришкольном учебно-опытном участке и в 3 учебных теплицах площадью более 30 м

    В учреждении образования организована работа занятий по интересам и спортивных секций, что обеспечивает 100% занятость обучающихся. Учащиеся учреждения являются   участниками и победителями областных,  республиканских, международных соревнований и конкурсов, лауреатами областного конкурса «Вяселкавы карагод».

Самое главное – мы живем и работаем РАДИ детей.

      Вся деятельность   государственного учреждения образования «Специальная школа – интернат г.Волковыска»    основана на принципе толерантности: МЫ РАЗНЫЕ, НО РАВНЫЕ!