Гражданско-патриотическое воспитание
Проект 6 школьного дня по патриотическому воспитанию
О геноциде белорусского народа
Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
Воспитать гражданина-патриота,
одухотворённого идеалами добра и
социальной справедливости, способного
творить и созидать во имя Отечества
Президент Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко
С развитием общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает новые характеристики, соответственно, новые подходы к её решению.
В государственном учреждении образования «Специальная школа-интернат г.Волковыска» реализуется система работа по формированию основ гражданско-патриотической культуры учащихся, предусматривающая различные формы и методы организации деятельности. Актуальной составляющей гражданского и патриотического воспитания остаётся формирование у учащихся чувства любви и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к её традициям и культуре. Данное направление воспитательной работы требует и организации особых условий, создания воспитывающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей яркую образность, наглядность, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний учащихся. С этой целью в 2023 году по инициативе руководства школы-интерната и финансовой поддержке РСКУП «Племзавода Россь» был создан кабинет патриотического воспитания. Он включает в себя: непосредственно сам кабинет патриотического воспитания и этнографическую комнату «Беларуская хатка».
Кабинет патриотического воспитания предоставляет широкие возможности для проведения уроков различных типов, в том числе интегрированных. Педагоги используют разнообразные формы и методы, позволяющие включить материалы кабинета в учебный и внеучебный процесс:
- Ø экскурсии;
- Ø уроки-экскурсии;
- Ø работу факультативов, кружков на базе кабинета;
- Ø воспитательные мероприятия;
- Ø использование предметов этнографической комнаты «Беларусская хатка» в качестве учебных пособий на уроках и внеурочной деятельности.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Особого внимания заслуживают тематические разделы центрального стенда: «Первые поселения», «Первое государство», «Средние века и новое время», «Годы Великой Отечественной войны», «Беларусь сегодня». Наглядность изучаемых объектов способствует концентрации внимания обучающихся, создаёт положительный эмоциональный фон для более эффективного восприятия детьми учебного материала.
Развитию чувства гордости за свою страну – Республику Беларусь, формированию идейно-политического сознания, информационной и правовой культуре на высоком уровне способствует раздел стенда, посвящённый государственной символике. Посредством QR-кодов для учащихся доступна дополнительная информация, которая позволяет в полной мере овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре. Одно из основных мест в методическом наполнении кабинета патриотического воспитания отведено фольклору.
Свой вклад в формирование национального сознания учащихся вносит этнографическая комната "Беларуская хатка", которая является фундаментом реализации воспитательных целей и мощным средством формирования интереса к родному языку и культуре. Это та ступенька, где в процессе обучения и воспитания ученик приобщается к богатству национальной культуры, постигает и осмысливает свои корни, познает копилку народной мудрости.
Экскурсии, проводимые педагогами в этнографической комнате, призваны привлечь как можно больше учащихся к процессу сохранения исторической памяти. С этой целью был написан сценарий-презентация, который проинсценировали ученики старших классов. Такая работа помогает глубже познать историю края, почувствовать свою причастность к историческому процессу и духовной культуре своего народа.
Сегодня, когда мир стремительно меняется, образовательный процесс тоже не стоит на месте. Поэтому кабинет патриотического воспитания оснащён передовыми средствами обучения: мультибордом, ноутбуком. Доступ к Интернет -источникам, визуализация, интерактив, работа в онлайн режиме – как нельзя лучше способствуют реализации успешной работы на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.
Деятельность патриотического кабинета подтверждает педагогическую истину: успех в воспитании бывает там, где взрослые умеют одухотворить жизнь детей значительной целью и, не навязывая своей воли, не требуя и не приказывая, создают условия для её достижения, пробуждают стремления к разумному, доброму, вечному.
Две сестры - Беларусь и Россия
Классные часы "О чём звонят колокола Хатыни"
Внеклассные мероприятия "Место подвига-Чернобыль"
Республиканский легкоатлетический забег «Мы родом из детства»
Урок Памяти "Нам этот мир завещано беречь"
Занятие "В символах история страны"
Экскурсия по памятным местам Волковыщины
Мероприятия, посвящённые геноциду белорусского народа в годы ВОВ
Экскурсия в Волковысский военно-исторический музей им.П.И.Багратиона
Просмотр фильма "На другом берегу"
Урок, посвящённый Дню народного единства
Экскурсия в мемориальный комплекс "Хатынь"
Встреча с воинами-интернационалистами
Мероприятие в районной библиотеке "Память о прошлом"
Экскурсии "Маршрутами памяти"
Экскурсия по памятным местам Волковыщины